Как поступить, если инвалидная коляска выделяет тебя из общества получше прожектора, если твой диагноз ожесточил тебя до принципа «мне никто не нужен», а инвалидность ассоциируется с неловкостью и неуклюжестью?
Танцевать! Так ответила бы Елена Серкульская – руководитель инклюзивного театра-студии танца «Мандарин», руководитель общественного объединения инвалидов «Особый мир», мастер спорта по прыжкам в воду, трехкратная чемпионка мира, двукратная чемпионка Европы, многократная чемпионка Беларуси по танцам на инвалидных колясках. Елена Серкульская вот уже 15 лет танцевальный тренер для детей с инвалидностью и их мам. Она охотно рассказывает, каким добрым становится мир, если взглянуть на него из-под танцующей руки.
Новогодний подарок для зрителя и для себя
Минувший год для театра-студии «Мандарин» закончился фестивально и лауреатно – вторым местом на Международном благотворительном танцевальном фестивале «Inclusive Dance» в номинации «бальный танец». А эта ступенька довольно высока! Об этом и не только рассказывает Елена Серкульская.
Получился очень масштабный фестиваль! Мы с «Мандарином» уже много где гастролировали, многое видели, но на этот раз в Москве грандиозный праздник развернули! То и дело с моими детьми ахали от восторга.
У нас было очень хорошее сочетание музыки, костюмов и нетривиальное прочтение песни «Эхо» Анны Герман. И много труда. Эхо – это мама и ребенок, и танец получается очень трогательным. И эти крылья голубые с коричневым на золотых платьях действительно создают ощущение полета. Кстати, костюмы шили наши мамы.
Всех сильно впечатлило, что дети танцуют с родителями – думали, что это танцевальные волонтеры из какого-то училища или social-клуба. В большинстве коллективов было именно так. Родители достигли такого мастерства. Особенно как я час-то работаю без хореографов и объясняю на руках, как нужно делать шаги, то это такой комплимент для коллектива.
Впечатлило, что организаторы и танцоры «Inclusive Dance» очень открытые. Мероприятия широко освещают в средствах массовой информации, в сети. И это радует, потому что на фестиваль часто не попасть, или только кулуарно.
Во-вторых, тут было настолько все продумано. В программе был заранее прописан даже номер нашего автобуса. На мастер-классах мы, зрители, сидели открыв рот. Для практических занятий организаторы даже помещение не рассчитали – не подозревали, что будет такой интерес. Кто бы не хотел станцевать с президентом Международной федерации по танцам на колясках Корри ван Хугтен, легендарной личностью?!
А в-третьих, зал. Большой зал Планеты КНВ был полным. Я знаю, что билеты продавались, и попасть туда без пригласительного невозможно было. Зал очень грамотный, разбирающийся – аплодировал всегда в таких местах, которые, кажется, и не отмечали никогда зрители. А вот тут мы сделали хорошую расходку, и аудитория подметила.
Нам нужен танцевальный фестиваль!
Беларусь, в принципе, одна из самых продвинутых в танцах на колясках, а получается, что у нее нет большого хорошего фестиваля. У нас много кто занимается танцами. Первопроходец в этом искусстве Валерий Коломиец. А еще Анна Горчакова , Борис Бачковский раньше танцевал, Людмила Волчек вышла из танцев. Танцы – это такой объединяющий момент, дающий толчок.
Мы мало себя демонстрируем. Мне в университете студенты, увидев наши танцы на колясках, восклицают: ух ты, как это здорово, мы никогда этого не видели! На наших выступлениях здоровые люди говорят: нам это нужно. Наша проблема – сегрегационные мероприятия, когда инвалиды танцуют для инвалидов же.
Объединяя интересы разных групп – людей с нарушением слуха, с нарушением зрения, с нарушением интеллекта, не только на колясках – мы можем объединить ресурсы и создать очень интересный фестиваль. У нас ведь проходил Чемпионат мира по спортивным танцам на колясках, организовывал его Валерий Коломиец. Мы можем привлечь и Министерство культуры, и Министерство труда и социальной защиты.
Ждите перемен
На фестиваль «Inclusive Dance» театр-студия «Мандарин» и я ехали учиться. У нас очень сложный коллектив, потому что, с одной стороны, взрослые родители, с другой стороны, разновозрастные дети с очень разным уровнем нарушений. Мы в танце в основном играем на перестроениях, и личной хореографии у нас очень мало.
После общения с участниками, после мастер-классов решили, что мы можем ставить отдельно парные танцы. Думаю, сейчас мы будем ставить танцы, которые более близки детям: более современные, не завязанные на бальной лексике, где дети показали бы свое индивидуальное мастерство. Например, восторгу ребят не было предела, когда мы по итогу мастер-класса смогли станцевать 20-секундный хип-хоп.
О взрослении
Уже 5 лет, как в «Мандарине» танцует нынешний состав. Родители преодолели стеснение, дети повзрослели, почувствовали танец как метафизику. И если вы посмотрите фото наши, там видна одухотворенность, танец у них в глазах.
И родители меняются, и дети: они понимают, что все в их руках. Что нужно жить в обществе, не прося для себя никаких поблажек. У нас есть у всех привычка такая: как только что-то не хочется делать – я инвалид. И это очень хороший щит для собственных страхов, комплексов. Нет, просить о помощи надо. Это тоже, между прочим, особый тренинг, когда человек осознанно может сказать, что чего-то сделать не может. Потому что многие инвалиды не просят о помощи, они ждут, когда им ее окажут.
Наши дети много ездят, смотрят мир. Поэтому умеют адекватно оценивать себя. У нас жизнь абсолютно адаптированная. Можем всем дружным коллективом в цирк пойти, в театр, в кафе. Дети готовы к любым перипетиям, нет страха: ой, я не попаду туда. Значит, надо придумать, как это сделать. И эта самостоятельность – первое, чему мы учим. Но трезво оценивать свои силы. Те же гастроли. Должен быть собран, дисциплинирован, терпелив, общителен, внимателен. Спорт, танцы – это такая проекция жизни.
Расстраивает только, что мало приходит новых участников. Много должно совпасть условий, чтобы регулярно заниматься в коллективе. Еще хотелось бы немного изменить восприятие общества. Часто на выступлении лучший комплимент: мы так плакали! Мы вообще-то танцуем для того, чтобы все радовались. Но трогать струны души – это тоже искусство.
Танец для всех
В новом году в Территориальном центре социального обслуживания населения Московского района Минска открываем инклюзивную танцевальную группу «Social dance». Это будут встречи для любителей танца, танец для всех. Чтобы могли прийти разные люди, разучить с нами простую хореографию. Нам не важен их танцевальный уровень. Чтобы люди могли там танцевать, расслабляться, меняться партнерами. Социальный танец раскрепостит, даст уверенность в себе. Главная идея – общаться, искать близких себе по духу людей, создавать семьи. Танцы – это только лишь предлог.
С января у нас в этом ТЦСОН откроется группа, где мы будем работать с детьми с синдромом Дауна. У них уже есть на базе центра Московского района театральная студия, где они ставят и танцевальные номера. Думаю, это будет наш первый шаг. И привлечем волонтеров из наших вузов.
Я 10 лет сидела дома, и мне выход в общество дали только танцы. И я знаю таких людей, которые создали семьи, родили детей, нашли работу, создали свои организации благодаря тому, что, во-первых, поехали на сборы реабилитации, которые проводил Валерий Коломиец в Колодищах, во-вторых, начали танцевать.
А еще танцы – самая оптимальная двигательная активность. И конечно, это эмоционально. Тут партнер противоположного пола, нужно за руку взяться, в глаза посмотреть, с ним нужно найти взаимопонимание. Это очень большая работа, потому что часто люди с инвалидностью не привыкли с кем-то считаться. Женщине надо накраситься, платьице выбрать. Будет повод собраться, нарядиться. Шоппинг уже нужен. Одно за другое цепляется. Я не знаю второго универсального и комплексного средства реабилитации, который тебя может простимулировать так.
У нас так мало для людей есть досуга, развлечений. В смысле полезного времяпровождения. Мы так мало радуемся, веселимся, у нас все время какие-то заботы, хлопоты. Но досуг дает ощущение жизни.
P.S. Мы открыты для всех, кому нужен наш опыт, всех рады видеть. Приходи такой, какой ты есть – примем и научим!
Международный благотворительный танцевальный фестиваль «Inclusive Dance» – это грация коллективов и пар, где в сотворчестве находятся здоровые люди и люди с различного рода инвалидностью.«Inclusive Dance» в 2014 году – это 51 коллектив, около 500 участников из 19 регионов России, а также из Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Германии, Латвии, Конго.А еще «Inclusive Dance» – это мастер-классы по спортивным бальным танцам на колясках, танцам для людей с нарушениями слуха, контактной импровизации и хип-хопу от профессионалов с мировым именем, компетентное международное жюри, специальные конкурсы для художников, фотографов, журналистов, режиссеров.
Международный благотворительный танцевальный фестиваль «Inclusive Dance» – это грация коллективов и пар, где в сотворчестве находятся здоровые люди и люди с различного рода инвалидностью.
«Inclusive Dance» в 2014 году – это 51 коллектив, около 500 участников из 19 регионов России, а также из Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Германии, Латвии, Конго.
А еще «Inclusive Dance» – это мастер-классы по спортивным бальным танцам на колясках, танцам для людей с нарушениями слуха, контактной импровизации и хип-хопу от профессионалов с мировым именем, компетентное международное жюри, специальные конкурсы для художников, фотографов, журналистов, режиссеров.
Юлия ЛАВРЕНКОВА
Фото из архива театра-студии «Мандарин»
Вместе. Газета Белорусского общества инвалидов —
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Copyright © 2018 ТАНЦЫ НА КОЛЯСКАХ — БЕЛАРУСЬ | dancingwheels.by